Автомобиль незаменим для семьи. Даже поездки по магазинам требуют не только времени, но и сил. Как известно, закупить на неделю свежие и более доступные товары выгоднее в больших сетях, которые не всегда расположены рядом с домом.
Ваша первая машина может быть доступной по цене не в ущерб качеству, если воспользоваться советами автолюбителя Ярослава Раевского.
Итак, вы решились. Отложили на некоторое время ремонт и покупку новой мебели, пропустили мимо ушей упреки домочадцев, задушили личную жабу. Пешеходные прогулки, конечно, полезны для здоровья и просто интересны, но тащить на себе пакеты с покупками или трястись в переполненном автобусе на дачу уже невыносимо, а услужливые предложения коллег подвезти вас с работы доводят до белого каления. В вашем распоряжении оказывается заветная сумма, а взор становится полон решимости влиться в ряды счастливых владельцев личного автотранспорта. Где же обменять свои кровные на долгожданного четырехколесного друга?
Вариантов немного: покупка нового автомобиля в салоне или поиск подходящего варианта на вторичном рынке. Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы.
В большинстве случаев, покупая новый автомобиль, вы можете быть уверены в своем приобретении. Проблемы с документами, точно, обойдут вас стороной. Случаи «врожденных» неисправностей у новых машин нередки, особенно если вы решили приобрести автомобиль отечественного производства. Но они могут быть исправлены по гарантии. Процедура технического осмотра и оформления нового автомобиля тоже гораздо проще, да и страховка выйдет дешевле. Главный минус в покупке нового автомобиля – цена. При ограниченном бюджете это особенно ощутимо. Гарантийное обслуживание и прочие бонусы, зачастую, не оправдывают себя: вы приобретаете автомобиль в той комплектации, которая была предусмотрена заводом-изготовителем, а в ней нередко отсутствуют многие необходимые вещи. К примеру,антикоррозийная обработка кузова, пластиковые кожухи крыльев (локера) и металлическая защита картера, установка сигнализации и магнитолы, банальные резиновые коврики в салон. Многие производители и дилеры расценивают это как дополнительные опции, приобретаемые за отдельную плату. Гарантия – вещь тоже двойственная. Автомобиль, всего лишь несколько месяцев назад сошедший с конвейера, просто так ломаться не должен, но до истечения гарантийного срока – извольте обслуживаться только в авторизированных сервисах, цены в которых могут быть гораздо выше, нежели в среднем по городу.
Если же денег на покупку достаточно, а автомобиль нужен позарез, выхода два – либо умерить свои запросы и присмотреться к более дешевым (и менее престижным) моделям, либо отправиться на вторичный рынок. За те деньги, что просят за новые «лады» или иномарки «для развивающихся стран», вполне реально приобрести автомобиль более высокого класса или с большим набором опций, который использовался два-три года. Прежний хозяин мог позаботится об установке дополнительного оборудования – как необходимого, так и не слишком. Наверняка, он прошел технический осмотр и избавился от присущих выбранной вами модели «детских болезней». А вот каким способом это было сделано – вопрос, подводящий покупателя к самому большому минусу покупки такого автомобиля. Избитая фраза «кот в мешке» здесь как нельзя актуальна. Прошлое подержанного автомобиля может таить в себе много неприятных секретов. Хочется поделится опытом, как при помощи простых тестов, доступных даже начинающему автолюбителю, выявить хотя бы некоторые из них. Это позволит сбить цену или вовсе отказаться от невыгодной покупки.
Где приобрести автомобиль.
Покупка автомобиля на рынке обладает рядом преимуществ. Во-первых, будет кому предъявлять претензии если обнаружатся неисправности. Во-вторых, серьёзный авторынок наверняка имеет на своей территории гараж с ямой или эстакаду, а также необходимый набор инструментов. Недостатки всё те же – достаточно высокая цена, в которую входит наценка рынка, и неизвестность при выборе. Большинство специалистов сходятся во мнении, что под накрашенной и отполированной внешностью рыночного автомобиля может скрываться всё, что угодно, и найти автомобиль, пригодный к эксплуатации без лишних вложений практически невозможно. На рынок стоит идти, только если автомобиль нужен «уже вчера», и нет времени выбирать его самостоятельно.
Если же сроки не поджимают, то приобретение автомобиля «с рук» выглядит наиболее оптимальным вариантом. Личная встреча и разговор с хозяином, зачастую, позволяют выявить больше, чем самая тщательная диагностика. Честный владелец может рассказать об условиях эксплуатации автомобиля и используемых жидкостях и расходниках.
Документы и внешний осмотр.
Первым этапом при выборе автомобиля будет... знакомство с его прежним хозяином. Личный опыт доказывает, что поведение и речь продавца, а также его реакции на ваши действия могут серьёзно упростить процедуру осмотра. Вот пример из личной практики. Автомобиль – Субару Импреза 1998 года выпуска. Хозяева – отец и сын, люди, что называется, «с достатком». Самодовольная речь и «пальцы веером» прилагаются. Первая реакция на покупателя – щуплого паренька в очках и не слишком дорогой одежде – подавить авторитетом и впарить автомобиль. После нескольких минут осмотра, выявивших сначала поменянные стекла, затем чудовищно выдавленную чашку правой передней стойки, неравномерный износ резины и уходящий в никуда антифриз, хозяева заметно сникли, а когда не слишком сильный удар отверткой пробил измятое днище насквозь, смеялся в голос и кидал понты уже покупатель. Вывод неутешителен – машину планомерно и жестоко «убивали», не слишком по этому поводу беспокоясь, а потом пытались сплавить по неоправданно высокой цене.
Осмотр автомобиля необходимо начать с его документов – паспорта транспортного средства (сокращенно ПТС), и, если машина ещё не снята с учета, то свидетельства о регистрации. В случае приобретения растаможенной иномарки, необходимо уделить внимание графе «таможенные ограничения», где должны присутствовать записи, свидетельствующие об отсутствии оных. Обратите внимание на год выпуска и дату регистрации, сверьте идентификационный номер VIN, указанный в ПТС с тем, что выбит под капотом автомобиля. Заодно сверьте номера кузова (об их расположении на конкретной модели автомобиля узнайте заранее) и номер двигателя. Проверить их подлинность можно на глаз – неровные символы, следы сварки поблизости от номера, помятая или поврежденная номерная табличка должны зародить в вас определенные подозрения. Если есть доступ к внутренней поверхности металла, на котором выбит номер, можно воспользоваться простым тестом – приложить к номеру чистый листок бумаги и потереть по нему карандашом. Если это невозможно, а сомнения остаются, предложите продавцу проехать до ближайшего поста ДПС, чтобы проверить номера, или просто идите смотреть другую машину.
Если документы на машину в порядке, приступайте к следующему этапу – внешнему осмотру. Кузов, при этом, должен быть чистым. Слой грязи, характерной для наших дорог, великолепно маскирует небольшие дефекты. В идеале в день осмотра должна стоять сухая солнечная погода – игра света и тени на кузове позволяет легко обнаружить вмятины и выпуклости, причиной которых могут быть как удары камней, так и недостаточно добросовестно выполненный кузовной ремонт. И если первое – не повод даже для торга, то второе должно заставить вас присмотреться к автомобилю повнимательней.
Дорогостоящий прибор, измеряющий толщину слоя краски и шпаклевки на кузове автомобиля, с определенной долей погрешности способен заменить... обычный небольшой канцелярский магнитик. Перед тем, как ехать на осмотр, попробуйте прикрепить его к заведомо не деформированному железу – например, корпусу компьютера или дверце холодильника. Магнитик должен едва-едва удерживать свой вес, чтобы отвалиться от зашпаклеванного металла. Проведите им вдоль бортов автомобиля – все «ремонтные» места откроются сами собой! Особое внимание уделите задним стойкам и крыльям – наличие там шпаклевки – явный признак серьёзного кузовного ремонта. Если остаются сомнения – проверьте, не отслаиваются ли где-нибудь пластиковые элементы кузова и уплотнители.
Осмотрите стекла автомобиля - отпечатанные на них номера. Обнаружите замену одного лобового стекла – это ещё не повод для тревоги. Вылетевший из-под колес впереди идущего автомобиля камень – явление обычное на наших дорогах. Но если заменены стекла дверей - это свидетельство серьёзной аварии. Проверьте, при некачественной перекраске автомобиля следы краски останутся на пластиковых элементах кузова и уплотнителях стекол. Отогните их – явное различие в оттенках или «ступенька», образованная наплывом новой краски – повод задуматься о покупке.
При помощи штангенциркуля или проведя рукой, проверьте все зазоры, в особенности между капотом и передними крыльями, между дверями и передними крыльями,капотом и фарами. Неравномерные зазоры между дверями, в особенности если двери закрываются с разным усилием, – признак нарушения геометрии кузова. Учтите, что автомобиль с нарушенной геометрией может «подарить» нерешаемые проблемы, например, невозможность установки правильных углов колес на некоторых машинах японского производства, или «порадовать» чудовищной управляемостью. В таком случае от покупки лучше отказаться.
Попросите продавца открыть капот. На большинстве иномарок передние крылья, как самая аварийная деталь кузова, сделаны сьёмными, и крепятся к кузову не сваркой, а болтами, что позволяет легко определить, был ли автомобиль в ремонте. Болты, имеющие смятые грани, сколотую краску, либо замазанные сверху свежим слоем – явный признак аварии, такой же, как и стекло фары, крепящееся к корпусу посредством нанесенного вручную герметика.
Последний этап – поиск очагов ржавчины и коррозии. У каждой машины свои слабые места, но начинается процесс гниения металла, как правило, на крыльях, порогах и под резиновыми уплотнителями. В зависимости от результатов осмотра решайте, будете ли вы торговаться или откажетесь от покупки. В идеале осмотр автомобиля на предмет ржавчины должен проводиться на яме или эстакаде. Как бы не реагировал продавец, постарайтесь достаточно сильно ткнуть днище отверткой – зачастую эта операция помогает не терять время на дальнейший осмотр.
О методах диагностики двигателя и ходовой части автомобиля – в следующей публикации.
Подготовил Ярослав Раевский
Подвеска и ходовая часть
Если внешний осмотр автомобиля не выявил критических неисправностей, стоит проверить состояние всех его внутренних агрегатов. Начать рекомендуется с ходовой части, поскольку наши дороги в первую очередь выводят из строя именно её. Обойдите кругом автомобиль, стоящий на ровной площадке – перекошенный кузов, припадающий на переднюю или заднюю ось, или даже на одно колесо – следствие просевших пружин, требующих немедленной замены. Загляните внутрь колесных арок – нет ли течи в амортизаторах, целы ли резиновые элементы? Проверка работоспособности амортизатора достаточно проста. С силой надавите на крыло автомобиля и отпустите. Машина должна два раза опуститься и подняться – большее число колебаний будет признаком неисправности.
Оцените состояние резиновых чехлов шарниров подвески, а на переднеприводных автомобилях – ещё и чехлов шарниров полуосей. Сожмите их рукой, чтобы проверить, не нарушена ли герметичность, не течет ли смазка. Грязь, попадающая внутрь механизма сквозь изношенный или поврежденный чехол, быстро выводит его из строя.
Осмотрите колеса автомобиля. Проверьте диски на наличие вмятин и трещин, а шины – на предмет износа. Неравномерный износ покрышки – свидетельство нарушения геометрии кузова или углов установки колес, что, как правило, возникает после пришедшегося на колесо сильного удара или не слишком добросовестного восстановления автомобиля после аварии.
Попросите продавца приподнять автомобиль на домкрате. По очереди покачайте каждое колесо, взяв его за верхнюю и нижнюю части. Заметный люфт и металлический звон – следствие выхода из строя подшипников ступицы или шаровых элементов подвески. Передние колеса покачайте также, взявшись за правую и левую стороны – люфт в этом случае будет означать неисправность рулевого управления.
На этом проверку ходовой части можно завершить – более точную информацию вы получите только при диагностике автомобиля в движении.
Продолжение следует