«Во сколько лет и как могут определить родители способность ребенка к изобразительному искусству?» - этот вопрос часто задают родители, озадаченные тем, в какую школу лучше отдать своего ребенка. Мы спросили об этом опытного специалиста Надежду Дмитриевну Кочегарову
-Рисующий ребенок кажется нам чудом. Из всех способностей , какие только есть у ребенка, первой проявляется способность к рисованию- поэтому она так и волнует нас. Может быть, вслед за этой способностью откроются и другие?
По рисунку ребенка мы впервые получаем возможность заглянуть во внутренний мир маленького человека. Ребенок рисует , потому, что он не может не рисовать. Это, пожалуй, самая ценная особенность детского творчества - в этом дети совершенно равны с великими художниками.
Проблема выявления способностей и склонностей детей сложна , требует внимательного и чуткого отношения родителей, привлечения специалистов .
Диагностика склонностей:
- наблюдение за ребенком с самого раннего возраста ( до 3 лет): изучение его творческих работ, обращать внимание на то , чем любит ребенок заниматься- т.е склонность к какому -либо виду деятельности. Но интересы ребенка могут и меняться под воздействием окружающей среды.
- обращение к специалистам в детском саду и школе – педагогам , психологам. Учитель уже в начальной школе видит ученика , имеющего какие-то художественные способности. Как правило, это дети, родители которых дома поддерживаю интерес ребенка к рисованию дома.
- в определение интеллектуального уровня могут помочь различные тесты. Например, если у ребенка художественные способности, то он:
- с помощью рисунка или лепки пытается выразить свои эмоции и чувства;
- в своих рисунках пытается передать окружающий мир через призму собственного восприятия;
- увлекается художественными произведениями искусства, любит их рассматривать;
- умеет видеть прекрасное и необычное рядом;
- в свободное время охотно лепит, рисует;
- любит создавать что-то интересное и необычное в доме.
Однако, выводы о том, какие у ребенка способности нужно делать с осторожностью. Результаты диагностики не определяю будущие достижения , а лишь отражают их вероятность.
"СЕМЬ-Я"
Фото: Надежда Дмитриевна Кочегарова ,
учитель ИЗО, Мировой художественной культуры