Новая школа
Министр общего и профессионального образования Свердловской области Сергей Черепанов предложил взыскивать с выпускников, которые не пришли работать в школу или проработали неполный срок, плату за свое обучение. Это предложение было высказано во время прямого включения из Законодательного собрания Свердловской области, во время парламентских слушаний на тему: «Нормативное правовое обеспечение модернизации системы педагогического образования». Комитет по образованию Государственной Думы провел их в режиме видеотрансляции с включением региональных парламентов.Около 6000 человек из 81 региона России приняли участие в этом важном разговоре.
Обсуждение этого вопроса оказалось разносторонним, позволило выслушать и сопоставить различные точки зрения, накопленный опыт, статистику и прогнозы ученых и практиков.Открыла и вела слушания заместитель Председателя Госдумы Светлана Журова.
Председатель Комитета по образованию и науке Григорий Балыхин напомнил, что модернизация педагогического образования является одной из ближайших задач, обозначенных в утвержденной Президентом концепции «Наша новая школа». В частности, предполагается преобразовать педагогические вузы в крупные базовые центры подготовки учителей или в факультеты классических университетов; ввести новые формы организации повышения квалификации; использовать потенциал школ, успешно реализующих инновационные программы, для организации практики студентов профильных вузов и стажировок уже работающих педагогов; привлекать в школы учителей, не имеющих базового педагогического образования, и организовать для них психолого-педагогическую подготовку.
Участники слушаний отметили, что уже сейчас значительную часть педагогических коллективов составляют зрелые люди, на смену которым должны придти молодые педагоги. А в реальной жизни, получая образование, работать в школу приходят единицы. Проект «Новая школа» предполагает, что современный учитель должен владеть инновационными знаниями и технологиями, быть коммуникабельным, нравственным, культурным человеком, уметь заинтересовывать детей.
В данный момент желающих выбрать эту профессию становится все меньше и меньше.
Резонно в ХХI веке иметь достойные условия жизни и работы. Уровень жизни учеников, их родителей не должен позволять смотреть на интеллигентного человека с хорошим образованием, эрудицией, широким кругозором, как на прислугу. Учителю должны быть доступны все возможные формы регулярного повышения квалификации, информационные технологии, которые позволяют говорить с учащимися на одном языке. Достойная зарплата и денежные выплаты на социальное обустройство молодых специалистов могут изменить отношение к этой профессии.
Педагогическое сообщество по-разному относится к появление в школе представителей разных специальностей. Возможно, каждый из них имеет в виду конкретные неудачные примеры. Но можно усмотреть в этом и корпоративную солидарность. Представьте себе яркого, эрудированного, остроумного конструктора, литератора, актера, режиссера, журналиста, который может, стать, к примеру, преподавателем дополнительно образования и научить детей выразительной речи, конструированию, IP технологиям. Это интереснее и увлекательнее назидательных, стандартных уроков, которые на сегодняшний день не всегда приносят желаемые результаты. Нередко преподаватели и школ, и вузов не скрывая говорят: «Разве наши уроки они тогда будут воспринимать?»
Что назвать педагогикой? Наверно, все-таки умение увлечь школьника и донести до него полезную информацию. Заметьте: такой специалист, не имея педагогического стажа, может получать только гроши. В этом он приравнен к молодым учителям. С существующей зарплатой могут работать в школе в качестве хобби дети обеспеченных родителей или супругов.
Есть профессионалы, которые, не планируют расставаться с основной специальностью, но одержимы желанием расширить кругозор детей, дать им полезные навыки. В школу не приходят «люди с улицы». То есть, для того, чтобы иметь возможность заниматься с ними, необходимо работать хотя бы по совместительству. Сами дети воспринимают педагогов, работающих за маленькую зарплату, как несчастных людей, которые вынуждены зарабатывать или подрабатывать на самое элементарное существование. Отсюда и отношение к учебе и школе.
Предложение о привлечении в школу квалифицированных специалистов из разных сфер резонно. Это способно, в том числе, изменить отношение к школе и самих детей, и их родителей.
В дискуссии приняли участие депутаты Госдумы, представители Министерства образования и науки, представители органов государственной власти и органов местного самоуправления из 81 субъекта Федерации, работники системы образования.
Было отмеченно, что модернизация педагогического образования уже идет: обучение по специальностям педагогического профиля открыто в значительном числе классических университетов, более 15 процентов педагогических университетов сменили статус, убрав из названия слово «педагогический».
«Широко обсуждается возможность создания в системе педагогического образования интернатуры - годичной педагогической практики молодого специалиста под руководством опытных педагогов-наставников», - сообщил он.
По словам Г.Балыхина, отсутствие дефицита педагогических работников пока во многом связано со значительным количеством работающих пенсионеров, а «в среднесрочной перспективе ожидается увеличение потребности в педагогических кадрах». По данным Росстата, с 2003 по 2008 год число учителей пенсионного возраста возросло с 10 до 17 процентов. Почти половина учителей имеет стаж свыше 20 лет, а число молодых специалистов со стажем до пяти лет - всего 10 процентов. В 2009 году общий прием на педагогические специальности уменьшился на 32 процента, в том числе за счет средств бюджета - на 28 процентов. Прием на бюджетные места по таким специальностям, как химия, математика, физика, уменьшился за пять лет почти вдвое.
Директор департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Игорь Реморенко, в свою очередь, констатировал, что только треть выпускников, получивших педагогические специальности, идут работать в школу.
Заместитель Председателя Ассоциации педагогических вузов, ректор Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д.Ушинского Владимир Афанасьев высказался против объединения педагогических вузов с классическими университетами.
Председатель Сахалинской областной Думы Владимир Ефремов ключевой проблемой назвал недостаточно высокий статус педагогов, что не соответствует важности решаемых педагогом задач. «Положительный результат преобразования не будет достигнут без коренного изменения отношения к педагогу со стороны общества и государства», - сказал он.
Председатель комитета по социальным вопросам Псковской городской Думы, директор Центра образования «Псковский педагогический комплекс» Любовь Николаева предложила закрепить статус педагога в интегрированном законе об образовании, проект которого готовит Правительство; законодательно зафиксировать минимальный уровень зарплаты молодого специалиста; определить льготные ставки кредитов на приобретение жилья для молодых педагогов в городах и сельской местности. Кроме того, по ее словам, необходимо разработать нормативно-правовую базу подготовки резерва управленческих кадров системы образования.
Первый заместитель Председателя Верховного Совета Республики Хакасия Юрий Шпигальских высказался против передачи на уровень субъектов Федерации полномочий по финансированию гарантий педагогам на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа. «Как только это полномочие перейдет на уровень субъектов, льгота исчезнет сразу, так как большинство субъектов Федерации дотационные. Льгота должна быть оставлена на условиях софинансирования», - сказал он.
Заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин отметил, что планируемый перевод образовательных учреждений из бюджетных в автономные «нанесет вред российской системе образования, поскольку еще больше вытолкнет ее в рынок и людям придется все больше думать о зарабатывании денег и все меньше о реальном образовательном процессе». Депутат считает, что система педагогического образования в России «в основе своей должна быть сохранена». О.Смолин высказался за введение специальной системы отбора для учебы в педагогических вузах и против перехода к четырехлетнему бакалавриату. «Нужен либо пятилетний бакалавриат, либо допуск в школу, особенно в старшие классы, выпускников со степенью магистра», - сказал он.
Председатель Комитета по социальной политике Законодательного Собрания Челябинской области Александр Журавлев акцентировал внимание участников дискуссии на проблеме подготовки и привлечения кадров для школьных библиотек.
Депутат Валерий Селезнев затронул проблему подготовки специалистов для специального образования детей с ограниченными возможностями.
Стратегические задачи, поставленные перед системой образования президентом страны, обсуждались в Свердловской области в конце марта. Главные из них: обеспечение доступности и качества образования, повышение социального престижа учителя, обеспечение достойного уровня жизни педагогов. Для достижения этих целей 2010 год в Российской Федерации объявлен Годом Учителя.
По численности учреждений и качеству работы Свердловская область входит в тройку лидеров среди субъектов Российской Федерации после Москвы и Санкт-Петербурга.
Общая численность педагогических работников в учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования в Свердловской области составляет почти 64 тысячи человек. Из них 19,9 % — пенсионного возраста, доля молодых специалистов со стажем работы до двух лет составляет 6,2 % от общей численности.
Укомплектованность штатов в общеобразовательных учреждениях остается стабильной в течение последних пяти лет и составляет 98,6% .
Подготовка специалистов для работы в образовательных учреждениях осуществляется в учреждениях высшего профессионального образования и 12 педагогических колледжах, расположенных во всех управленческих округах Свердловской области. В 2009 году выпуск специалистов по педагогическим специальностям составил свыше 5700 человек, из них 73% — выпускники вузов, 22% — педколледжей. При этом доля трудоустроившихся в образовательные учреждения выпускников педагогических колледжей от их общего числа ежегодно составляет свыше 62%, основная часть которых трудоустраивается по месту жительства и остается в своих территориях. Доля выпускников вузов, приходящих по окончании в образовательные учреждения, существенно ниже — около 5%, причем они трудоустраиваются преимущественно в крупных городах области.
В Свердловской области ежегодно осуществляется целевая подготовка специалистов для системы образования в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, отметил Александр Коковихин. По состоянию на 01.09.2009 года только в вузах Свердловской области обучается более 2000 студентов-«целевиков». Вместе с тем, количество выпускников, вернувшихся в образовательные учреждения муниципальных образований, составляет в среднем 35%, остальные сбегают. Нормативных механизмов возвращения «целевиков» в учреждение или муниципальное образование, которое их направило, нет.
Важная проблема – закрепление молодых специалистов. В Свердловской области в рамках реализации национального проекта «Образование» ежегодно, начиная с 2003 года, более 800 специалистов, окончивших вуз или колледж, прибывших на работу в школы, дошкольные образовательные учреждения и заключивших трудовой договор на срок не менее 3 лет, получают единовременное пособие на обзаведение хозяйством: в городских образовательных учреждениях — в размере 20 тыс. руб., в сельских — 30 тыс. рублей. За пять лет примерно пять тысяч педагогов пришли на работу в образовательные учреждения, что постепенно увеличивает долю молодых специалистов. К сожалению, около 40 человек в год увольняются из школ и возвращают пособие.
Еще одним механизмом, регулирующим повышение качества образования, стала принципиально новая система оплата труда педагогов — НСОТ, которая уже введена в 70 муниципальных образованиях. К сожалению, она оказалась малоэффективной. Итоги 2009 года показали, что фонд оплаты труда школ использовался не столько на стимулирование учителей, сколько в большей части отвлекался на выплаты социального характера: доплаты до прежнего уровня заработной платы в случае, если не достигнута нормативная наполняемость в классах, на выплаты малообеспеченным работникам, чтобы довести их уровень заработной платы до уровня минимального размера. В министерстве считают, что без увеличения общего фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений Свердловской области задача повышения качества образования и достойной оплаты труда учителей не может быть решена.
В целом в Свердловской области сложилась и законодательно закреплена система мероприятий по привлечению и закреплению в образовательных учреждениях квалифицированных специалистов. Сеть учреждений и спектр образовательных программ достаточны для удовлетворения кадровых потребностей системы образования, сказал замминистра. Однако процессы модернизации в сфере образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики, введение государственных образовательных стандартов нового поколения в учреждениях общего и профессионального образования требуют обновления существующей законодательной базы и решения существующих проблем.
На «круглом столе» также выступили директор Института развития регионального образования (ИРРО) Оксана Гайнанова, проректор по учебной работе Уральского государственного педагогического университета Алевтина Симонова, директор Свердловского областного педагогического колледжа Татьяна Симонова, начальник юридического отдела министерства общего и профессионального образования Свердловской области Надежда Седухина и другие.
Участники разговора сошлись во мнении, что подготовка специалистов нового типа возможна лишь при активном взаимодействии всех заинтересованных в результате образования сторон, прежде всего — самого обучаемого, педагогов, родителей, потенциальных работодателей, общества. В противном случае это приводит к неудовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников, дисбалансу между спросом и предложением на рынке труда.
Издание "СЕМЬ-Я"