Потенциально не успешные
Около 22% учеников 7-9 классов в России - потенциально не успешные, показали результаты исследования PISA (международного исследования, которое оценивает читательскую, математическую и естественно-научную грамотность 15-летних подростков). Они не готовы учиться дальше, потому что плохо понимают прочитанное и не могут объективно себя оценить. Это примерно 250 тысяч, - информирует "РГ", со ссылкой на Галину Ковалеву, заведующую центром оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО, национальный координатор исследования PISA в России.
В целом, Россия по читательской грамотности занимает довольно достойное место - 31-е из 70, но есть причины задуматься. Исследование устанавливает шесть уровней читательской грамотности. Первый - это те самые неуспешные дети (их 22 процента), второй - пороговый, базовый (таких у нас 28 процентов). Третий - выше базы (их тоже 28), четвертый - когда ученики могут учиться сами с помощью текстов (понимают, что прочитали, делают домашнее задание, читают новый параграф… - их 16 процентов).
Какие школы показывают лучшие результаты? Там, где учат или учили по системе Эльконина-Давыдова. Увы, таких школ у нас осталось очень мало. Чем интересна система Эльконина-Давыдова? Это развивающее обучение, нацеленное не на заучивание, а на мышление, рассуждение над домашним заданием. Минимум, уроки могут проходить в виде дискуссии, а правило или теорему дети не ищут в учебнике, а формулируют сами.
09.02.2020