28.09.2019
Марк Захаров
Не стало Марка Захарова - художественного руководителя, вдохновителя удивительного театра - Ленком.
"Советский, российский актер, Народный артист СССР
Олег Басилашвили назвал
смерть Марка Захарова катастрофой для всего российского театра. И не только для российского,- отмечает "РГ",
"Он всегда олицетворял жизнелюбие, радость жизни, попытку понять и сделать ее лучше", - сказал Олег Валерианович в
комментарии ТАСС. Отметив, что Захаров "воспитал замечательных артистов и создал прекрасный театр, который прославился во всем мире".
Басилашвили вспомнил, как Георгий Товстоногов однажды собрал труппу Большого драматического театра в Петербурге и рассказал, как накануне видел в Москве спектакль, поставленный "малоизвестным тогда режиссером Захаровым" и заявил: "Запомните эту фамилию, на нашем горизонте появилась еще одна блистательная режиссерская звезда".
"С этим именем связана эпоха в нашей жизни. Не только в театре, в кино, на ТВ, в драматургии и в музыкально-сценическом творчестве. В нашей общей жизни,- отмечает критик Валерий Кичин.-"Потому что это был деятель исторического масштаба. Он творил то, что называют общественным климатом. В самые сложные для выживания времена он помогал нам оставаться оптимистами. С ним было светлее жить.
Марк Захаров был штучный талант, такие земля рождает очень редко.
Его жизнь прошла в двух странах: в СССР и России. И всю свою жизнь он методично осваивал расстилавшееся перед ним пространство. А расстилались кругом поначалу Советы, для мира загадочные и опасные, а для нас - среда обитания. И художнику ничего не оставалось, как ее разведывать, открывая еще не открытое - то, в чем могли таиться какие-то новые пути для общества. Для такой разведки Захаров владел гениальным средством - языком театра, тогда метафоричного, иносказательного, полного захватывающих подтекстов и опасных аллюзий. Вся Москва ломилась в Театр МГУ на его "Дракона" и "Карьеру Артура Уи". Сцена, где Гитлер садился в ванну, боясь обжечь задницу, вошла в историю. Доходчивая модель советского пространства возникла в поставленном Захаровым "Доходном месте" Театра сатиры: Андрей Миронов в роли Жадова блуждал в лабиринте, в кругах ада, сооруженного из дверей и канцелярской мебели; выхода из ада не было, и спектакль запретили.
девиз оптимиста - "проснись и пой". Спектакль с таким название распирало от позитивных энергий, и он стал любимцем публики, напомнив, что можно жить отдельно от политических реалий - получается веселей и чище. И вот этот невообразимый для обывателя диапазон: ослепительный свет в полном мраке - стал для Захарова нормой: оптимистичный пессимизм, романтический реализм. Опьяненность, но - трезвая. Анархия в жестких берегах безбрежного юмора. Весь этот инструментарий отлично сгодился в обеих странах - одна сломалась, другая все никак не возникнет, но исследовательский азарт не иссякал, и планов всегда было громадье. Он выходил на аплодисменты гоголем, но лицо всегда было так серьезно, что друзья прозвали его Мрак Анатольевич.
Когда появилась возможность построить свой театральный дом - Ленком, Захаров его возвел по собственному проекту, умудрившись не повредить ни одной идейной балясины в бывшем Коммунистическом университете - просто балясины из венца творения стали убийственно неказистым архитектурным излишеством. Он собрал в этом театре команду творцов, какой нигде больше не было. Никому не известные Абдулов, Янковский, Караченцов, Певцов, Александра Захарова, дебютировав на его сцене, мгновенно стали суперзвездами, новое дыхание в его театре обретали Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Инна Чурикова, Всеволод Ларионов, Александр Збруев, Леонид Броневой - мастера, которых можно назвать великими. Актер по первой профессии, Захаров актеров всегда любил, их любовно коллекционировал, ими гордился.
Марк Захаров был штучный талант, такие земля рождает очень редко".
Источник: Валерий Кичин. "РГ"